0
Сердце электронного правительства Норвегии, - организация под названием DiFi (Агентство государственного управления и электронного правительства), расположенная в посёлке Лейкангер с населением меньше 2,2 тыс. жителей.

Как и само электронное правительство, офис DiFi открыт для посещения как обычных для граждан Норвегии.

1

Всего в организации работает 200 человек, из них 80 чел. в Лейкангере. Остальные в офисе в Осло. Однако начиналось в середине 2000-х именно отсюда. Официальный старт организации был дан в 2008 году, когда правительство Норвегии решило объединить воедино три структуры, работавшие в этой сфере – госагентство Statkonsult, службу портала Norway.no и норвежский секретариат электронных закупок.

 

Чтобы не перечислять все цели и задачи новой структуры, остановимся на паре конкретных примеров:

 

2
Сегодня в Норвегии можно получить доступ к 85-87 % всей государственной и муниципальной документации
. То есть, все чиновники обязаны регистрировать всю свою входящую и исходящую корреспонденцию. Речь идёт, в том числе, и о внутренней коммуникации между отделами и ведомствами.

 

Делается это так: Вы заходите на портал oep.no, по ключевым словам ищете нужный раздел и находите в искомый документ. Можно прямо из этой формы отправить документы в «корзину» и заказать их, указав лишь свой электронный адрес. Для этого, как оказалось, не нужно даже обоснований для обращения и самоидентификации.

 

Документ придёт в pdf-формате к вам на почту в течение трех дней (так положено по закону). DiFi сейчас работает над тем, чтобы документы были доступны сразу же в момент обращения.

 

3
Сегодня в Норвегии в разных госорганах и муниципалитетах действуют одновременно до 750 различных автоматизированных систем. Как только все они будут унифицированы, граждане получат прямой доступ ко всем данным этих систем.

 

Второе важное направление работы – доступ гражданина ко всем государственным и муниципальным услугам. Система тоже довольно проста. Каждый налогоплательщик получает уникальный ID-код, который позволяет заходить на сайт любого госоргана.

 

В небольшом трёхэтажном здании в Лейкангере расположен колл-центр, работающий с 8 утра до 4 вечера, куда обращаются граждане со всей страны. В настоящее время в колл-центре работает одновременно всего 12 человек. Они пошагово подсказывают позвонившему, как ему технически воспользоваться услугой, что делать в случае утраты ID-кода и т.д. Все обращения сразу же статистически отображаются на больших настенных мониторах с указанием проблемы, по которой обращался клиент.

 

Правда, в момент максимальной загрузки – изменения системы, добавления новых сервисов – DiFi донабирает сотрудников в колл-центр до 40 с лишним человек.

 


4
Ежегодный бюджет DiFi – около 300 миллионов крон (примерно 40 млн. евро)
. Конечно, и население Норвегии – 4,8 млн. человек, и наличие коммуникаций, и готовность общества к
новшествам стоит принимать в расчёт.

 

На вопрос, не отпугивает ли удаленность от цивилизации данного центра сотрудников, старший советник DiFi Руне Кьёрлауг говорит, что люди едут сюда не за природой или местом для ребёнка в детском саду, а за решением интересных, амбициозных задач.

 

Поэтому, говорит, и работают в Лейкангере выпускники лучшего в Норвегии IT-факультета Тронхеймского университета.


В целом же успехи электронного правительства в Норвегии такие:


5
Автоматизация или компьютеризация, норвежского общества, особенно государственного сектора, сегодня носит тотально массовый характер. Банковская и финансовая сферы, медицина, социальный сектор и торговля — все завязаны в мощнейший электронный узел, способный одновременно обработать около 15 миллионов счетов-фактур и обменяться ими посредством единого уполномоченного оператора.

 


Таким оператором Агентство общественного управления и электронного правительство Норвегии (Difi) утвердило частную компанию EVRY. EVRY — результат слияния в 2010 году двух ведущих IT-компаний Норвегии. В странах Северной Европы, EVRY сейчас — одна из самых мощных IT-компаний. В настоящее время в ней работает около 10 тысяч сотрудников, годовой оборот — 13 миллиардов норвежских крон.


6
«EVRY обрабатывает электронные счета, посланные/полученные в Норвегии, и гарантирует, что уже существующие, а также новые клиенты смогут перейти к формату электронных финансовых взаимоотношений без каких-либо трудностей, — отмечает директор EVRY Хёвард Ларсен. — Решением правительства с 1 июля 2012 года порядка полумиллиона норвежских компаний обязаны отправлять свои счета не в бумажном, а в электронном виде».

 

Такая компания, как EVRY, сегодня единственная в Норвегии. Хотя еще до конца 2012 года около 50 более мелких компаний оказывали услуги электронных счетов и их обработки. Однако, как считают норвежские специалисты, в ближайшие годы эти небольшие фирмы вряд ли уйдут с IT-рынка. Поскольку услуга электронных счетов для бизнеса по-прежнему довольно востребована в стране.


Следующее важное достижение от EVRY — создание так называемого электронного правительства Норвегии. В мировом индексе «eGov» этот электронный продукт занимает высокую 8 позицию, обладая удобным «one-stop-shop» порталом, где в режиме онлайн собраны все госсервисы.


Что еще дает система электронной страны? Не выходя из дома, можно получить любую официальную информацию, справки, консультацию, рекомендацию. Записаться на прием хоть к врачу, хоть к адвокату, хоть к чиновнику. Купить билет. Оплатить коммунальные и другие счета. Сделать любую покупку — от винтика до самолета, с доставкой и без.


За дороги или за въезд в центр города платят также «не слезая с коня». На лобовом стекле авто — ваш персональный чип. На обочине считывающее устройство и небольшой светофор. Проезжаете, загорелся зеленый «плюс» — порядок. С вашего счета сняли необходимую сумму. Такой чип выгоден. Поскольку деньги вы вносите вперед, получаете скидку в 50%.


Это тоже цена электронной страны. Но еще раз хотелось бы вернуться именно к электронному правительству и вопросу получения справок, консультаций и ответов на обращения. По законам Норвегии, сказанное в присутствии хотя бы одного свидетеля, написанное от руки или полученное по электронной почте или СМС носит характер официального документа и может быть основанием для судебного разбирательства. Поэтому чиновник просто не может дать ложную или неправильную справку, а то и вовсе «отфутболить». Для него это чревато последствиями.
Следующее. Модно говорить о рынке, но в Норвегии государство сохранило монополию на все стратегические отрасли. Наряду с нефтью и газом — продажа табака и алкоголя, транспорт, банковская сфера в области наличного обмена валют, связь.
И это, наверное, правильно. Монополия — означает контроль. А контроль — это наполнение бюджета. А бюджет — это средства, в том числе и на подобные инновационные проекты.


Кто-то может возразить, что в стране с населением около 5 млн. человек при наличии развитых коммуникаций и финансов воплотить подобный проект — пара пустяков. Тут, дело не в количестве населения и не в коммуникациях. Точнее, и в них тоже. Но главное все же — люди. Без их искренней внутренней готовности к нововведениям все передовые суперкомпании во главе с государственными органами и шагу не смогли бы сделать к подобным изменениям. Общество готовили.


С людьми работали. Провели всеобщий опрос — и восемь человек из десяти сказали «Хотим!».


Какой же вывод все же напрашивается? Что главное в этом процессе? Все! И оборудование, и специалисты, и коммуникации, и государственная поддержка, и плановость, и финансирование. Все важно. Вместе с этим, необходимо отметить факт того, что нам не придется проходить все с нуля, так как решения уже готовы, есть оптимальные примеры “лучших практик”, вопрос заключается в разработке или адаптации под местные требования и реалии.


Существует статистика по реализации ИТ-проектов, что 80% ресурсов тратится на продвижение проекта, а только 20% на реализацию. В связи с чем, на мой взгляд, надо начинать с общественного компромисса и понимания и главное поддержки важности инициатив по созданию ИТ-систем на уровне лиц, принимающих решение. Успех Норвегии в этом и заключается, что государство и общество нашли консенсус и правительственные ИТ-инициативы были поддержаны обществом.


ГУ «Инфо-система»